Диагностика электронных систем автомобиля:своими силами |
Компьютерная диагностика своими силамиЭто даже не столько отчет, сколько попытка поделиться инфой <для чайников>: быть может, кому-то это сможет помочь. Disclaimer: (тзть, отмазка) Специалистом не являюсь, просто изложу, как сам понял. Уточнений и дополнений м.б. скок угодно. Предупреждение: Важно! Некоторые операции, при неправильном применении могут привести к неприятным последствиям. Поэтому нужно делать только то, в чем уверен на 100%. О чем речь. Большинство автомобилей имеют специальные диагностические разъемы, через которые может быть организован обмен данными между блоками управления автомобиля и специальным диагностическим оборудованием. В качестве оборудования может выступать обычный компьютер, подключаемый через специальный адаптер. Существуют разные компьютерные программы, с помощью которых можно получить сообщения об ошибках, прочесть данные с различных блоков и систем. Без такой диагностики поиск и устранение неисправностей в современных автомобилях почти невозможен. Простые диагностические операции может освоить каждый автолюбитель. Зачем это нужно. Экономить время, деньги и нервы. Например, машина стала плохо ехать. Вы втыкаете компьютер, и видите, что расходомер воздуха выдает значения.. ну, скажем 10..60 вместо 10..150. Заказываете новый, и в удобное для себя время меняете его самостоятельно или с помощью любого слесаря. Или, к примеру, выявляете обрыв цепи датчика температуры ОЖ. За пару минут все исправили.. Не пришлось звонить, записываться, терять полдня в дорогостоящем сервисе... А если учесть, что грамотных диагностов на всяких СТО очень мало, иногда можно самостоятельно выявить и более сложные неисправности. Но не все так просто, конечно. Для того чтобы знать,
что делать, куда давить, куда смотреть, и что все это означает, нужно
знать устройство автомобиля, разобраться с программой, кодами ошибок,
процедурами проверки и т.д. Что для этого нужно. 1) Адаптер. 2) Компьютер. 3) Программа. 4) Информация. Адаптер. Это такая кучка радиодеталек, собранных в хитрую схемку, которая позволяет обеспечить обмен данными между портом компьютера и разъемом автомобиля по соответствующему протоколу. Это посредник, согласовывающий (адаптирующий) эл. параметры. Компьютер. Соединительный кабель от адаптера втыкается в ком-порт компьютера (вариант USB следует оговорить отдельно) Требования к компьютеру минимальны. У меня всё заработало на древнем P100. ОС - W98 и выше. В случае с КПК, есть диагностические программы для ОС Pocket PC. Принципиальные момент - десктоп или ноутбук или <наладонник>. Об этом подробнее. Если у вас есть такое место, где можно установить <большой> компьютер для диагностики, и к нему можно подъехать машиной, то можно обойтись и самым примитивным десктопом. Это можно сделать в частном доме (выкинуть кабель в форточку), гараже, на работе - в боксе, складе, и т.п. Следует учесть, что слишком длинный кабель может стать причиной плохой связи, либо отсутствием таковой. Метров 5 будет нормально. Если больше - надо пробовать. В цепочке компьютер-адаптер-авто следует удлинять участок адаптер-авто. Главный недостаток десктопа - нельзя снимать показания в динамике. Дело в том, что некоторые параметры проверяются при полной нагрузке двигателя - 3я передача и газ в пол. Тут без ноутбука (или КПК) не обойтись. Но чаще всего, такие тесты - для <продвинутых>, для скурпулезного поиска сложных неисправностей, диагностики турбины, и пр. А для того, чтобы просто прочесть/стереть ошибки, посмотреть основные параметры, динамика не требуется. Кроме того, многие сервисные процедуры и проверки выполняются именно на холостом ходу. Иногда, запуск двигателя и вовсе не требуется (например, чтобы перепрограммировать "напоминалку" замены масла в приборной доске). Поэтому, установка старенького компьютера в гараже для диагностики - вполне разумное и бюджетное решение. Ноутбук всем хорош, но не все имеют ком-порт. Типовые решения - покупка по дешевке древнего б/ушного ноутбука с ком-портом исключительно для диагностики. - покупка специального диагностического адаптера для USB - порта. - покупка прибамбаса PCMCIA - > COM (недешево) и работа с обычным адаптером для ком-порта. КПК - тоже компьютер . На первый взгляд, никаких COM-портов у него не видно, но об этом отдельно. Программа. Программа, установленная на компьютере посылает сигналы через ком-порт (или USB-порт) в адаптер, который в свою очередь транслирует их на контроллер в автомобиле. Контроллер посылает ответные сигналы, которые программа получает и интерпретирует (визуализирует). Обмен управляющими сигналами и данными происходит согласно определенному протоколу. Как правило, каждый автопроизводитель имеет свои протоколы обмена. Есть как бы универсальный протокол ODB-II, но он не везде поддерживается, и его возможности ограниченны. Сразу оговорюсь, что тема ODB-II у меня не раскрыта . Кому, интересно, несколько ссылок по ODB-II: http://www.abs.msk.ru/new/03/1999/soder/47.htm http://injectorcar.ru/doc/index.php?id=7 http://www.americauto.ru/content.files/obd.htm Разные программы обычно приспособлены для работы с каким-нибудь одним протоколом и его модификациями. Здесь и далее в основном речь идет о тестировании VAG (Audi, VW, SEAT, Skoda), хотя общие моменты для всех одинаковы. Де-факто, стандартом для компьютерного тестирования
автомобилей VAG стала программа "VAG-COM". Она обеспечивает обмен данными
по родным, ваговским диагностическим протоколам. Её автор - энтузиаст из
америки Uwe Ross, а ныне - успешное предприятие http://www.ross-tech.com/vag-com/index.html По сети
гуляет множество разных копий, кряков, и есть даже полностью
русифицированный вариант. Имейте в виду, что программа - не
доктор, и не руководство по ремонту. Она не может поставить диагноз. Всё,
что она делает - это вывод (на экран, на печать, или в лог-файл) данных,
полученных из авто. И всё. Только некоторые вещи получили некоторую
<автоматизацию> - например, опрос контроллеров по заранее записанным
адресам, и пр. Правда, у VAG-COM есть пару <фишек>. Первое - это коллекция
т.н. lbl-файлов, в которые упрощают понимание данных конкретного
контроллера, обеспечивают правильные подписи под цифрами, и пр. Эти файлы
можно редактировать, или создавать свои, соблюдая определенный формат.
Вторая фишка - это коллекция кодов ошибок (она хранится в шифрованном
файле). Дело в том, что контроллер выдает только цифру - код ошибки. А
значение кода для <широких масс> официально никем не публикуется. Поэтому
нужно было извлечь из официальных мануалов тысячи текстовых строк,
благодаря чему, на экране вы можете увидеть ещё и текст,
например: 19521 4C41 P3065 Ventil 3 fur Ladedruckbegrenzung-N388
Kurzschluss nach Masse (так напишет фирменный прибор, а в VAG-COM
это на английском). Шифрование не помешало одному умельцу из
сопредельного государства перевести коллекцию кодов на русский, и
зашифровать обратно: 19521 4C41 P3065 Клапан 3 ограничения
давления наддува-N388: короткое замыкание на массу Нет
гарантии, что какая-то ошибка есть в <коллекции>. Вполне возможно, что
будет только цифра. Тогда нужно искать источники типа ELSA. Отдельные
списки ошибок с переводами уже начали появляться в сети. И тут мы
подходим к разделу.. Информация. Данные компьютерной
диагностики совершенно бесполезны, если вы не знаете устройства своего
автомобиля, расположение и назначение разных узлов и деталей, способов из
проверки, и замены. Кроме того, нужно понимать, что означают цифры,
которые вы видите. Нужно знать, какими они должны быть. Например,
показания расходомера воздуха должны лежать в определенных пределах на
разных режимах. Вам придется их узнать. Также и по другим датчикам.
Неправильная работа датчика не всегда приводит к появлению записи об
ошибке. Т.е. опрос блока говорит, что ошибок нет, а на самом деле, датчик
температуры врёт. (Для многих двигателей есть подсказки в лейбл-файлах
VAG-COM). Кроме чтения данных, есть еще несколько функций, для которых
необходима точная информация. Например, <адаптация> - некоторые параметры
работы ECU нужно корректировать после ремонтов / замен, и пр. Для доступа
к адаптации нужно ввести <секретный> код. Его тоже нужно знать. <Тест
исполнителей> (Output Tests) - тест некоторых систем, не имеющих обратной
связи. После запуска теста что-то должно менять звук, что-то щелкать,
что-то моргать - нужно знать, где, что и как. Полную информацию по
конкретной машине можно найти только в ELSA. Но иногда достаточно
проконсультироваться в какой-нибудь конфе . На самом деле всё не настолько
сложно. Но знания добываются с трудом .
Автор: AZC
Источник: http://forum.autoua.net
|
| |||||
В случае использования материалов сайта, активная ссылка на сайт в явном виде - обязательна. Copyright (c) Alex Petrovsky, 2007. Все права защищены. |